Клиент

«Уралхим» — мировой лидер в производстве удобрений и создании инновационных решений для сельского хозяйства. В компании заботятся о большом и стабильном урожае, чтобы обеспечить людей продовольствием. Их миссия — мир без голода.

Ситуация

«Уралхим» — компания более чем с 15-летней историей. В ней уже существовали негласные правила, принципы и ценности, по которым она работает, но в последние годы стала очевидной необходимость сформулировать их в понятном виде и сделать инструментом для эффективной работы. Каждый сотрудник, в том числе новый, должен знать, как работает «Уралхим» и какие в компании существуют ценности.

Решение

Шаг 1. Исследование

В первую очередь мы запустили исследование, чтобы определить, какие ценности в компании уже существуют, на что опирается корпоративная культура и как это соотносится с бизнес-целями компании. В «Уралхиме» уже проводились исследования до нас: как сторонними организациями, так и внутренними силами. Мы собрали разрозненные данные, проанализировали все результаты и на их основе подтвердили или опровергли ряд гипотез, которые выдвинули в начале работы.

Что мы выяснили

В компании трудятся профессионалы, глубоко понимающие рынок и обладающие уникальной экспертизой. Сотрудники лояльны, текучесть кадров — низкая. При этом топ-менеджмент, руководители и линейные сотрудники управляющей компании
находятся на разных уровнях корпоративной культуры по спиральной динамике. Часть сотрудников работает на красном уровне, и их главной ценностью является лидерство и достижение результата. Другие — на синем уровне, они ориентируются на устойчивость и сотрудничество. Третьи — опираются на ценности оранжевого уровня: развитие и открытость.

В целом разнообразие персонала — одна из главных особенностей «Уралхима». В компании трудятся научные сотрудники R&D центра, заводские рабочие из регионов и малых городов, есть управляющая команда, сотрудники ИТ и цифровых сервисов — это фактически внутренние цифровые стартапы со своими отдельными командами.

Настолько разнообразная аудитория в одной компании — это нормальная ситуация. И у разных отделов совершенно разные задачи и разная мотивация. Но даже непохожих сотрудников всё равно можно объединить общими ценностями и единым видением, и это поможет в реализации бизнес-целей компании. Поэтому нужно было разработать общую для всех систему корпоративных ценностей.

ШАГ 2. ВОРКШОП С ЛИДЕРАМИ МНЕНИЙ

Опираясь на итоги исследования, мы собрали воркшоп, на котором необходимо было сформулировать корпоративные ценности «Уралхима». Участники воркшопа — сотрудники, пользующиеся авторитетом у коллег. Также были проведены глубинные интервью с топ-менеджментом компании.

Исследования, интервью и воркшоп помогли нам сформулировать те ценности, которые уже существовали в корпоративной культуре «Уралхима», но не были оформлены и превращены в правила.

Устойчивость

Устойчивость компании базируется на чётких, надёжных процессах и осознанных решениях. Мы систематизируем нашу работу, учитываем риски и делимся знаниями, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне.

Развитие

В основе нашего развития — цели компании. Мы развиваемся, быстро адаптируемся к изменениям среды и способствуем развитию окружающих людей.

Сотрудничество

Достижение результатов и целей опирается на уважительное отношение людей друг к другу. Мы создаём командную атмосферу, основываясь на доверии и взаимопомощи.

Безопасность

Безопасность для нас — это высший приоритет. Мы исходим из того, что никакая цель не может оправдать нарушение требований безопасности или пренебрежение здоровьем человека.

ШАГ 3.СОЗДАНИЕ КОДЕКСА ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ — ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ ДОКУМЕНТОВ КОМПАНИИ

Для каждой ценности были сформулированы индикаторы и примеры проявления в рабочей деятельности. Например, что такое устойчивость? Это когда сотрудники выстраивают устойчивые процессы, которые работают в любых обстоятельствах. А как это проявляется в реальной работе? К примеру, производственник при выдаче распоряжений должен прописывать возможные решения задач в случае отклонения от нормального технологического решения процесса. А также дать возможность персоналу с учётом обстановки действовать без дополнительной корректировки процесса со стороны руководства. И так далее. К каждой ценности стоит прописывать не более пяти таких индикаторов.

Эти ценности, индикаторы и примеры поведения стали основой для Кодекса деловой этики — документа, на который теперь опирается любой сотрудник компании вне зависимости от его положения. В нём содержатся ответы практически на все вопросы, которыми задавались сотрудники в трудной ситуации.

Как работать с внутренней информацией компании? В какой одежде приходить на работу? Как общаться по электронной почте или телефону и кто поможет решить рабочий конфликт? А можно ли устроить родственника на работу? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся как раз в новом Кодексе. Там же раскрыты и сами ценности — что такое «устойчивость» и почему это важно, как именно соблюдается безопасность и так далее.

Кодекс деловой этики


 

Результат

В компании уже существовали негласные правила поведения и общий регламент, поэтому сформулированные корпоративные ценности не стали причиной кардинальных изменений. Но теперь они оформлены в Кодекс деловой этики — он определяет основополагающие принципы и стандарты деловой и личной этики, которые используются как модель поведения. Документ стал одним из важнейших для всех сотрудников компании.

С чётко обозначенными ценностями, индикаторами и примерами поведения процессы стали гораздо более прозрачными, взаимодействие между работниками и руководством стало проще и сотрудники стали проявлять бо́льшую самостоятельность.