Клиент

Сеть аптек «Вита Плюс» представлена на региональном аптечном рынке 17 лет. Объединяет более 300 аптек и более тысячи сотрудников в Северо-Кавказском федеральном округе.

Ситуация

Компания «Вита Плюс» — аптечная сеть на Северном Кавказе. Из небольшого семейного предприятия она превратилась в серьёзного конкурента крупным федеральным игрокам фармацевтического рынка. Цели амбициозные: увеличить к 2025 году товарооборот в три раза, сеть — до более чем 500 аптек, а также выйти в два новых субъекта РФ.

«Семейность» компании накладывала отпечаток на все её процессы. В аптеках на первом месте всегда был человек. Сотрудники ощущали себя членами большой семьи, и это останавливало многих от смены работы. Люди не уходили, даже получив более выгодный оффер от крупной федеральной сети.

Но быстрый рост — это иногда и сложность. Ценности, которые подходили для маленькой и уютной семейной компании, трудно адаптировать для крупной. Необходима была новая универсальная система, которая легко воспринимается и старыми, и новыми сотрудниками и поможет быстрее выстраивать в открываемых точках привычную схему работы.

Неважно, где находится аптека, на Северном Кавказе или в другом регионе, — сформулированные ценности должны были объединить всех работников, при этом сеть должна сохранить свой изначальный стиль комфортной компании, где главное — это человек, как личность и как профессионал, а не только тот, кто отвечает за показатели. Но показатели тоже важны.

Задача

В первую очередь нужно было проанализировать текущую корпоративную культуру в разрезе целевых аудиторий, понять её особенности.

Затем определить образ целевой культуры компании, исходя из стратегии и целей бизнеса. Выявить точки пересечения и разрывов.

И на основе проведённого исследования приступить к разработке корпоративных ценностей и поведенческих индикаторов.

Решение

ЭТАП 1. Исследование 

Для качественного исследования все сотрудники были разбиты на 4 целевые аудитории: сотрудники аптек, руководители аптек и аптечной сети, сотрудники центрального офиса, руководители центрального офиса. Мы провели:

— 8 глубинных интервью с топ- и мидл-менеджментом;
— 7 фокус-групп с сотрудниками различных целевых аудиторий.

Что мы изучали: атмосферу в компании, достижение целей, драйверы и барьеры в работе, составляли портреты сотрудников. Нужно было понять, как они взаимодействуют, решают конфликты, каков стиль руководства, какие каналы коммуникации используются.

После исследования мы сформулировали гипотезы, которые проверили во время количественного исследования. В онлайн-опросе участвовали 502 человека. А во всех исследованиях участвовали 575 человек — 70% численности компании, это соответствует 99% надёжности полученных данных.


Что это дало: мы составили развёрнутый аналитический отчёт об особенностях корпоративной культуры компании «Вита Плюс», об уровне культуры по спиральной динамике и о соответствии этого уровня стратегическим целям компании.  

В отчёте — 9 разделов. В каждом из них был анализ ответов на вопросы разных целевых групп и в целом по компании. Были приведены яркие цитаты без указания авторства для более глубокого понимания сути. Также компании были представлены все результаты опросов в разрезе ЦА, городов, уровня должности для более детального анализа.

На основе отчёта мы составили рекомендации по дальнейшим шагам: что именно делать и на что опираться.

Более подробно о спиральной динамике корпоративной культуры вы узнаете в нашем вебинаре «Ценности, которые работают и вдохновляют»

Этап 2. Разработка ценностей
Для разработки ценностей мы провели двухдневную стратегическую сессию с руководством и представителями каждой ЦА.

В первый день составили драфт ценностей на основе исследований, во второй — доработали его, прописали поведенческие индикаторы и примеры поведения по ценностям из своей рабочей деятельности.

В финале эксперты агентства Jobby доработали формулировки — в совместных консультациях с генеральным директором компании и HR.

Результат

Мы провели исследование корпоративной культуры по девяти направлениям в разрезе четырёх целевых аудиторий. Определили, какую именно корпоративную культуру компания хочет построить. И на основе этого сформулировали обновлённые корпоративные ценности.

Компания успешно масштабируется, опираясь на новую разработанную систему, — трёхсотая аптека открыта и сеть продолжает расти в новых регионах.

Определить, как именно повлияли разработанные ценности на компанию, сразу не получится — процесс занимает длительное время. Чтобы его измерить и понять, какие изменения положительно повлияли на компанию, необходимо дополнительное исследование. Но уже сейчас мы получаем положительные отзывы.